Фанские горы. День второй, вводный. Знакомство с высотой
Не помню, во сколько был подъём, но вряд ли рано — позади полубессонная ночь, а впереди непростой день. Непростой, потому что первый ходовой. Начинается активная часть похода. Ночевали мы на высоте 2777. Сегодня планируем сделать закладку, пройти перевал Алаудинский (3721) и дойти до оз. Дюшаха (2978).
Сделать закладку — спрятать часть еды и снаряжения, которая не понадобится в ближайшие дни. Желательно сделать это так, чтобы тот, кто прятал, смог потом найти заначку, а звери прошли мимо.
С утра парни впятером унесли заготовленные накануне пакеты к озеру Пиала — на четвёртый день похода мы будем проходить недалеко от этого него и заберём закладку. Три дня на акклиматизационное кольцо — два перевала относительно налегке, чтобы привыкнуть к высоте.

















Место для готовки и дрова предоставил нам хозяин чайханы. Арча горит жарко. Пахнет, кстати, очень здорово. Серёга, ты, говоришь, отпилил себе кусочек? Буду приходить к тебе нюхать.
Вернувшись и позавтракав, парни всеми взмокшими лапами поддержали наше желание искупаться. Миша зачем-то попросил у Сереги каску. Интере-е-есно.





Кстати, на фото место, где мы вчера ужинали. Сейчас, видимо, Лена — главное блюдо.

Рюкзак благодаря закладке ощутимо полегчал, а так, говорят, под тридцатку был. По моим расчётам примерно так же. Тяжёлый, но очень даже носибельный. На ближайшие несколько дней самая ощутимая проблема — вовсе рюкзак. Вес его вполне привычен. А вот воздуха мало. Не критично совершенно, но чувствуется. Неосторожно резкие движения (особенно с грузом) заставляют отдыхиваться. Ну ничего, приспособимся.

Кстати, отправляясь в Фанские горы забудьте о том, что в горах деньги не нужны. С собой лучше взять запас местных сомони или, на худой конец, долларов. Вероятность встретить того, кто обменяет их на еду, существенно выше нуля. Мы как-то про это забыли, хоть и знали про чайханы. В итоге валюты, уважаемой местым населением, у нас было мало. Но, вроде, хватило.
Вышли примерно в 10:30 (время местное, в Ёбурге на час больше) и по тропе полезли на Алаудин. Жарко, но вполне терпимо. В Душанбе казалось, что будет намного хуже. Вчера Лена раздала всем зажигалки, привезённые из Лондона, а Саша порекомендовал убрать их подальше в рюкзаки: «Сейчас наступит +70 и они все взорвутся!». После такого предупреждения от жары я ожидала любой подставы.


На подъёме Саша нарёк меня паровозом и шёл почти всё время шел следом. Оказалось, что так тоже идти легче — эффект похож на тот, что возникает, когда ты сам падаешь к кому-то на хвост. Ну и приятно, конечно. Я паровоз. Пойду лопнусь от гордости. Саша, спасибо! Не знаю, было ли так проще тебе, но мне от такого существенно легче шлось, особенно в первые дни.
















Интересное ощущение: что ни метр, то персональный рекорд высоты. По пути нашли воду. Порадовались и вновь наполнили бутылки. Встретили группу из Твери — все такие в фонариках, в касках, в очках, прям будто споцмены крутые. А нет, говорят, — в спортивные походы ходить не умеют. Хм... Пожаловались, что их горняшка накрыла ещё на подходах к перевалу. У нас пока что все хорошо — это радует. Рассказали нам, что перевал МАК (Миасский альпклуб) сыплет, а у нас он заявлен. Мы точно хотим туда?








На сам перевал залезли примерно в 16:40. Женя все время сайгачил где-то сильно впереди и на искомой высоте тоже оказался раньше всех — уже на подходе к перевальной точке были слышны звуки гитары. Присоединяемся. Сегодня в репертуаре «Don’t Worry, Be Happy» и что-то ещё. Круть! Ну, Романтики, песен под гитару на перевале я ещё не пела! «Романтик» — название турклуба УПИ. Большая часть группы, включая руководителя, оттуда.
Женя, отдельное спасибо за это. Маленькая гитара, кстати, смотрится уже почти привычно.

Серёгу посвятили в перевал 1А. Категория трудности. В туризме их шесть: от 1А, обозначающей самые простые перевалы, до 3Б. Есть ещё некатегорийные перевалы. Порадовалась, что у меня и 1А, и 1Б есть — мне ещё и посвящения такого для полного счастья не хватало.
Уи! Горячий шоколад!!! Для тех, кто в танке: на перевалы или вершины часто берутся с собой шоколадки. Залезли на перевал — заточили шоколадку — типа, молодцы. Солнечный Таджикистан... В общем, горячий шоколад.
Сняли записку пермяков октября 2013 года. Кажется, Олег их даже знает... Дерёвня.





А теперь представьте, что в каждом знаковом месте (читай, на перевалах и не только) мы фоткались с каждым флагом (ещё был флаг Романтика). Теперь видя любую фотку с растяжкой, можете сразу же представлять себе ещё несколько аналогичных. Главное было — не забывать убирать из кадра лишние флаги. Так и жили.


























Первые улетающие из-под ног камни камни, команды «Камень!» и прочие радости спуска. Олег предлагает назначать по 20 отжиманий тем, кто спустил камень и по 50 тем, кто ещё и не предупредил об опасности. И тут же зарабатывает 20+50 отжиманий. Я намекаю, что руководитель — пример для группы и отжиматься за косяки должен в двойном размере: он же, теоретически, выше всего этого и ошибаться будет существенно реже, чем простые смертные. Руковод возражает — он-де первый идёт, для впереди идущих другие тарифы должны быть. Спустив ещё один камешек, он более к этой теме не возвращается... Чую, отжимались бы мы в первые дни много и дружно.

Спускаясь, увидели на одном из хороших мест для ночёвки отару, рядом с которой что-то похожее на туристский лагерь. Решили не рисковать и встали в некотором отдалении оттуда на другой полянке. На месте ночёвки мы примерно в 16:50.



Обед вместе с ужином — не вариант. Я со своим ненормально шустрым метаболизмом к вечеру пошатывалась, зябла и зависала на ходу до тех пор, пока не поела. Хорошо, что больше такого не было. В первый активный день это было как-то очень грустно, хотя на других, кажется, подействовало менее удручающе.






Пока первая пара дежурных (Алина и Олег) готовили ужин, я большую часть времени тупо сидела или шаталась, периодически выпинывая себя хоть за веточками, но в целом представляя из себя несвежего зомбака. После ужина оказалось, что вокруг чертовски красиво. Какое я, все же, примитивное существо.
Опять искупались. Это озеро находится всего лишь на 200-300 метров выше, чем прошлое, но рядом ледник, поэтому оно ощутимо холоднее. Плавать уже не особо хочется, глаза у выныривающих из воды тоже побольше, чем при утреннем купании. В общем, освежает и бодрит, как и положено воде в горах.
Тут ещё есть дрова — готовка на костре и песни после ужина.



Отбой. За сегодня проскакали километров 10. Набрали километр высоты и сбросили обратно метров 700.
Акклиматизируемся потихоньку: залезли наверх, познакомились с пониженным давлением и спустились настолько, чтобы ночевать несколько выше, чем вчера.
Завтрашний день обещается быть несложным и приятным — прогулка на Куликалонские и Тёплые озера, а под вечер небольшой подъём в сторону перевала Адамташ.
День третий